Купить круиз
Узнайте о круизе Отзывы Акции
Евгений Берков: «Князь Владимир» возродит интерес к морскому круизному туризму в России
В сентябре прошлого года президент России Владимир Путин поручил возобновить регулярное морское сообщение между курортами Краснодарского края и Крыма. Специально для воплощения этой идеи в жизнь ФГУП «Росморпорт» приобрёл пассажирское судно Roy Star, которое получило название «Князь Владимир». Оператором девятипалубного круизного лайнера стала компания «Черноморские круизы». Уже 11 июня текущего года «Князь Владимир» отправился в первый регулярный круиз из Сочи в Крым. О том, как исполняли поручение президента о перспективах морского сообщения между черноморскими курортами России, Крыминформу рассказал генеральный директор ООО «Черноморские круизы» Евгений Берков.

Евгений Анатольевич, расскажите, что представляет собой компания «Черноморские круизы» и какие задачи перед вами стоят?

Компания «Черноморские круизы» – это 100% дочерняя компания ФГУП «Росморпорт». Она создана как оператор круизного судна «Князь Владимир». Судно было приобретено, подготовлено и поставлено на линию в соответствии с поручением президента РФ Владимира Владимировича Путина. На сегодняшний день у нас работает около 260 сотрудников, включая членов экипажа и обслуживающий персонал лайнера «Князь Владимир», а также управленческий персонал компании, который базируется в Сочи. Непосредственно на «Князе Владимире» у нас сейчас работает 224 человека. Все позиции заполнены, но вакансии ещё есть. Люди, которые руководят службами, сформировали костяк команды, который, я надеюсь, будет работать с нами не только до конца этой навигации, но и в следующие годы. Это касается и палубной, машинной команды, и обслуживающего персонала отеля, ресторана и баров.

Сколько в экипаже крымчан?

Не могу назвать точный процент, потому что место жительства и регистрации не имеет большого значения при приёме на работу. У нас многие члены экипажа из Крыма. Не меньше трети, наверное.

Как проходил поиск судна для круиза между Кавказом и Крымом, был ли Roy Star единственным вариантом?

При поиске судна мы были ограничены в сроках. Размер капиталовложений в проект тоже должен был быть разумным. Поиск вариантов начали примерно с десяти судов, постепенно отметая совершенно неподходящие варианты. В конечном итоге выбирали из двух. Считаю, что в тех рамках, которые мы сами себе поставили, Roy Star стал оптимальным вариантом.

В сети гуляет информация, что судно обошлось в 12,7 млн долларов. Насколько это соответствует действительности?

Стоимость судна, которая публикуется – 12,7 млн долларов – завышена. Если говорить непосредственно о стоимости покупки судна, то она меньше в разы. Даже полная стоимость капиталовложений в проект, с учётом средств на достаточно масштабную реновацию, всё равно меньше.

Вы сказали, что «Князь Владимир» прошёл масштабную реновацию, как долго вы планируете эксплуатировать это судно?

Не менее пяти-семи лет. Как пассажирское судно, по правилам регистра, мы должны каждый год проходить освидетельствование и возобновление некоторых документов, в том числе для восстановления лицензии. Поэтому у нас будет ежегодный планово-восстановительный ремонт.

Генеральный агент доволен темпами продаж путёвок на «Князя Владимира». Есть шансы выйти на полную загрузку лайнера и рентабельность круиза уже в этом году?

Рассчитываем выйти на полную загрузку судна уже в этом году. Сейчас входим в так называемый высокий сезон, думаю, где-то к его середине загрузка будет приближаться к полной. В соответствии с лицензией, которая нам выдана на пассажирские перевозки, судно может перевозить 850 пассажиров. Эта цифра диктуется, во-первых, возможностями, которые у нас есть для комфортного размещения туристов, во-вторых, количеством спасательных средств на судне. Реальная техническая вместимость судна со всеми дополнительными местами – 940 пассажиров. Но мы понимаем, что заполнить абсолютно все имеющиеся у нас места невозможно. Поэтому полная загрузка в нашем понимании – от 600 пассажиров, когда все каюты используются в двухместном режиме. Такая загрузка, во-первых, обеспечит полный комфорт пребывания на судне нашим гостям. Во-вторых, она полностью удовлетворит нас с точки зрения экономики.

Вопрос рентабельности достаточно сложен в отношении проекта, который запускается с нуля и в условиях неизвестного для нас рынка. Считаем, что загрузка в 600 пассажиров в течение высокого сезона обеспечит нам так называемую операционную окупаемость. Это при условии, что мы не работаем зимой. Если будем работать зимой, то выйдем на положительные финансовые результаты гораздо раньше. Если говорить об окупаемости всех капиталовложений в проект, то, по всей видимости, это вопрос не этого года. Но окупить все капиталовложения в судно за время его эксплуатации реально.

Планируете привлекать в проект частных инвесторов?

В декабре 2016 года в Севастополе на расширенном заседании морской коллегии при Правительстве РФ руководитель Росморречфлота Виктор Александрович Олерский рассказал, что возобновление регулярного морского сообщения между Кавказом и Крымом – задача министерства транспорта. При этом минтранс приглашал частный бизнес к участию в этом проекте на самых комфортных для него условиях. Они получили время для того, чтобы проявить какую-нибудь заинтересованность.

К сожалению, в нынешней экономической и политической ситуации первый вопрос, который задавал бизнес, – будут ли государственные дотации и гарантии? В конечном итоге мы не смогли договориться и стали выполнять этот проект самостоятельно. Деньги, которые используются для финансирования проекта и сейчас для поддержания операционной составляющей, – это не бюджетные деньги. Это собственные деньги ФГУП «Росморпорт», который является государственной, но коммерческой организацией. Мы не рассчитываем на бюджет и не хотели бы это делать, поскольку это вопрос и престижа компании, и престижа проекта как такового. ФГУП «Росморпорт» рассчитывает, что проект будет приносить отдачу и этому предприятию.

Если говорить о частном бизнесе, который задействован в обеспечении инфраструктуры круиза, то он проявляет высокий интерес к проекту. На борту лайнера, например, работает массажный кабинет и салон красоты. Эти услуги предоставляют частные компании на условиях аренды. Это не наша услуга. Мы отказались от того, чтобы брать на себя ещё и этот вид деятельности, требующий особых условий и лицензирования. Экскурсии на берегу также предоставляет частный бизнес.

От идеи включить Стамбул в действующий круиз между Кавказом и Крымом окончательно отказались?

Стамбул был в планах круиза с самого зарождения этой идеи. Мы считали, что заход в Стамбул будет интересен туристам с точки зрения познавательной и экскурсионной программы. Но после этого произошёл ряд событий, которые не позволили нам уже сейчас планировать заходы в Турцию. Было краткосрочное охлаждение отношений между Россией и Турцией. Турецкие власти запретили заход в свои порты судов, идущих из портов Крыма, что исключает наше участие в этой международной программе. Сейчас ведутся переговоры, уже достигнуты многие договорённости об обмене круизными маршрутами между Россией и Турцией. Но круизная программа на это сезон свёрстана и утверждена. Мы её продаём и гарантируем её исполнение до октября.

Осенью мы попробуем возобновить сообщение между Сочи и Стамбулом. В данном случае многое зависит и от турецких коллег, поскольку в том виде, в котором сейчас идёт обсуждение, это вопрос паритетности. То есть российское судно будет ходить из Сочи в турецкие порты, а турецкое судно на тех же условиях будет заходить в российские порты.

В своё время мы прорабатывали экскурсионную программу в Стамбуле и поняли, что в этом городе мы должны стоять как минимум два дня, чтобы дать туристам возможность ознакомиться со всеми его достопримечательностями.

На «Князе Владимире» есть помещение для казино, будет оно использоваться по назначению?

Казино работают в Российской Федерации в соответствии с законодательством. Сейчас федеральное законодательство не предусматривает работу казино на судах, если оно не выполняет международный рейс. Мы себя в этом году ограничили каботажным плаванием, поэтому вопрос о казино может решаться только в условиях изменения действующего законодательства.

Мы видим по первым рейсам, что основной контингент у нас – это семейная публика, дети, люди пенсионного возраста. Мы не думаем, что в этих условиях услуги казино были бы востребованы. Тем не менее не оставляем эту идею насовсем. Кое-какие проработки в этом направлении ведутся. Мы знаем, что есть заинтересованность во внесении изменений в законодательство. По всей видимости, это будет обсуждаться на осенней сессии Госдумы в этом году. Возможно, мы рассмотрим вариант приобретения судна на тех или иных условиях, которое будет специализироваться на оказании именно этого круга услуг, в случае, если такую возможность даст законодатель. Но на «Князе Владимире» при том формате, в котором он сейчас работает, казино не будет.

Ещё одно пустующее помещение – это магазин Duty Free. Что будет с ним?

В этом помещении мы планируем открыть магазин. Помещение хорошее, большое, удобное. Ждём арендаторов. Ведём переговоры с некоторыми крупными розничными компаниями в Сочи, которые были бы заинтересованы в этом помещении. Пока, к сожалению, не вышли на уровень каких-то договорённостей. Но с каждым рейсом у нас что-то меняется. Сейчас работает массажный кабинет и салон красоты, которых не было на первом рейсе. Мы видим, что многим нашим пассажирам не хватает возможности приобретения каких-то мелочей, которые связаны с отдыхом: солнечных очков, пляжных тапочек, сувенирной продукции с символикой нашей компании, круизной линии и теплохода «Князь Владимир». Это всё будет реализовано.

Интернет на судне работает только в порту. Есть какие-то технические трудности?

В порту мы находимся каждый день с 8.00 до 19.00. Во время стоянок мы раздаём интернет по судну бесплатно. Судно оборудовано всеми видами связи, в том числе и спутниковой, поэтому технических проблем, чтобы дать интернет в море, по большому счёту, нет. Другое дело, что этот вид связи сейчас недешёвый. Если мы увидим, что пассажирам реально нужен интернет в ночное время, то мы обеспечим такую возможность, но, думаю, на первых порах – за плату. Это принято и в других круизных компаниях мира – мало кто предоставляет интернет бесплатно. Мы предоставляем такую услугу, но только в порту

Как будет развиваться круизная линия Кавказ – Крым в будущем?

Если получится создать достаточный спрос, будем думать о новых круизных программах или об изменении действующей. При наличии достаточного спроса и достаточного интереса к такому виду отдыха, как морские круизы, возможно приобретение в том или ином виде дополнительных судов. Помимо задачи технической – обеспечить работу судна на линии – у нас есть и задача несколько более масштабная и сложная – возродить интерес к круизному туризму, привлечь туристов именно к этому виду отдыха. Все дальнейшие наши действия как оператора круизного судоходства будут зависеть от того, удастся ли нам её решить.


Подробнее на сайте "Крыминформ":
http://www.c-inform.info/interviews/id/240?utm_source=vk.com&utm_medium=social&utm_campaign=bolshoe-intervyu-direktora-kompanii-cher